Эволюция баранки
Дата: 02.11.2009


 

Крепче за баранку держись, шофёр!
 
Сегодня, садясь в свой автомобиль, мало кто может представить его без главного органа управления – руля. С момента создания первого автомобиля конструкторы достаточно быстро пришли к его традиционной форме. Но и эта часть автомобиля со временем подвергалась различным модернизациям и имеет свою отдельную историю.
 
Ручку управления старых авто, так напоминавшую ручку механической кофемолки, в 1905 году на автомобиле «Воксхолл» (Vauxhall) заменил полноценный руль. Это изобретение французского конструктора, автогонщика и владельца автомобильной фабрики Эмиля Левассора, известного с 1898 года.
 
Рули тех лет имели обязательно четыре спицы. Лишь фирма «Рено» (Renault) упорно устанавливала на свои автомобили пятиспицевые рули. Переход на трехспицевые баранки потребовал много времени, и впервые они появились в Америке в конце 20-х.
 
Послевоенные годы принесли элегантный двухсекционный руль с хромированным ободком включения звукового сигнала. Настоящей сенсацией стал односпицевый руль «Ситроена» (Citroёn) в 1955 году.
 
Сегодня руль – неотъемлемая часть дизайна салона и управления автомобиля, а количество спиц у современных автомобилей от одной до четырёх. Но конструкторы ведущих автомобильных дизайн-ателье не дремлют и продолжают модернизировать этот, казалось бы, совершенный орган управления. И возможно уже очень скоро мы станем свидетелями появления новых автомобилей… вообще без рулей.
 
Так, недавно компания Ниссан (Nissan) выпустила прототип под названием «И ЭЙ ТУ Концепт» (EA2 Concept). За основу взят обычный Ниссан Мурано (Nissan Murano). В автомобиле напрочь отсутствуют привычные нам руль и рулевая рейка. Нет в нём и множества других крупногабаритных деталей, наличие которые мешали трансформировать переднюю часть салона. Вместо механических соединений для контроля основных систем, таких как рулевое управление, тормоза и системы трансмиссии, используется технология, которую Ниссан (Nissan) назвал «Экс-Бай-Ваир» (X-by-Wire). Путем замены обычных механических соединений гибкими проводами рулевое управление и тормозная системы смогли стать компактнее и свелись только к органам управления – рулю-джойстику и педалям. При этом механизмы устанавливаются непосредственно на колесах, а органы управления могут быть размещены где угодно и как угодно. Таким автомобилем смогут управлять даже инопланетяне вида «октопус сапиенс» (octopus sapiens) – осьминог разумный. Ведь приспособить концептуальный Ниссан под строение тел чужеродных тварей не составит никакого труда.
 
Выйдет ли этот автомобиль в широкие массы или так и останется концептом до востребования, а руль всё равно меняет свои привычные формы. Конструкторы Формулы-1 уже давно отказались от круглой «баранки» и применяют в качестве руля устройство, напоминающее штурвал самолёта. Похожие рули, кстати, сегодня можно купить в тюнинг-магазинах и установить на любой серийный автомобиль. Насколько он удобен в управлении можно только догадываться, зато дизайн автомобиля несомненно преображается.

 

Вадим Калтыгин





Эта публикация с сайта: АвтоМинск. Автомобили Минска и Беларуси
http://www.autominsk.by

URL этой публикации:
http://www.autominsk.by/articles/2009/11/02/wheel_evolution/